Данные, указанные в примере, не относятся к конкретному клиенту, а лишь иллюстрируют результатирующий отчет по оценке, который должен получить клиент от независимого оценщика.
см также: Примеры других работ по оценке ...Оценка автомобиля ...
Оценка машин и оборудования ...
Оценка ущерба при ДТП...
ОТЧЕТ О РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ САМОСВАЛА ЗИЛ 45065
Гос.Номерной знак Ф123АВ77
Индент..№. (VIN) ПРД 78324987234987
по состоянию на 23 февраля 2005 г.
Дата подготовки отчета: 23 февраля 2005 г.
Заказчик: :ФГУП "КРОКЕКС кукокс"
Оценщик: ООО” Модус-Антик”
Утверждено Ген. Директор
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Кому
Уважаемый
В соответствии с договором № 123 от 21Февраля 2005 г. , компанией Модус-Антик проведена
оценка Рыночной стоимости САМОСВАЛА ЗИЛ 45065
Гос.Номерной знак Ф123АВ77 Индент..№. (VIN) ,ПРД 78324987234987 1993года выпуска
Оценка произведена по состоянию на 23 февраля 2005 г.
Основываясь на выполненном анализе исходной информации, сделано следующее заключение: по
состоянию на дату проведения оценки Рыночной стоимости САМОСВАЛА ЗИЛ 45065
составляет: 27 500 (Двадцать семь тысяч пятьсот) рублей без учета НДС
Выводы, содержащиеся в настоящем Отчете, основаны на опыте и профессиональных знаниях
оценщика, а также на расчетах, заключениях и другой информации, полученной в результате
исследования. Отдельные части Отчета не могут трактоваться обособленно от других его
частей. Возможна лишь трактовка всего Отчета в целом с учетом принятых при его составлении
ограничений и допущений.
Вся информация и анализ, используемые для оценки, находятся в соответствующих разделах
Отчета.
Если у вас возникнут вопросы по оценке или методике ее проведения, пожалуйста, обращайтесь
непосредственно ко мне.
С Уважением
Ген.Директор__________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Определение задания на оценку
1.2.Заключение о стоимости
2. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
2.1. Порядок проведения оценки
2.2. Назначение оценки
2.3. Описание оцениваемых прав
2.4. Информация, полученная от Заказчика и другая информация
2.5. Информация, полученная из других источников
2.6. Используемая литература и источники информации
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОЦЕНИВАЕМОМ ОБЪЕКТЕ
5 АНАЛИЗ НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
6. ВЫБОР ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ И РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
7. РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ..................................................................................................
7.1. Оценка сравнительным подходом
7.2. Оценка затратным подходом
8.СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ
9. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И СДЕЛАННЫЕ ДОПУЩЕНИЯ.................................
10. ЗАЯВЛЕНИЕ ОЦЕНЩИКА
11.ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................................1
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Определение задания на оценку
Заказчик: ФГУП "КРОКЕКС кукокс"
Оценщик: ООО “МОДУС-АНТИК”
Основание Договор № 123 между ООО “МОДУС-АНТИК” и ФГУП "КРОКЕКС кукокс" от 21.02.2005г.
Проведения оценки: Рыночной стоимости САМОСВАЛА ЗИЛ 45065
Объект оценки: Транспортное средство со следующими основными характеристиками: № п/п Тип транспортного средства Марка транспорт-ного средства Идентификацион-ный номер транспортного средства Государст-венный номерной знак Свидетельство о регистрации транспортного средства
1 Самосвал Автомобиль ЗИЛ 45065 xxxxxxxxx xxxxx xxxxx xxxxxx
Вид определяемой стоимости объекта оценки: Рыночная стоимость
Цель оценки: Определение рыночной стоимости объекта оценки
Назначение оценки: Использование результатов оценки для _________________________
Дата проведения оценки: 23 февраля 2005 г.
Данные о балансовой стоимости Отсутствуют
Оцениваемые права: Право собственности
Данные о Лицензии: Лицензия №010115 от 15 ноября 2004г., выданную Министерством имущественных отношений РФ, сроком действия Лицензии с15 ноября 2004г. по . 15 ноября 2009г.
Данные о страховании ответственности: Полис страхования профессиональной ответственности оценщика № г10-2005804/132-09-17 от23.11.2004г. Полис выдан ОАО “РОСНО”.
1.2.Заключение о стоимости
Результаты оценки Рыночная стоимость самосвала ЗИЛ 45065 на дату оценки без НДС составила (округленно) 27 500 (Двадцать семь тысяч пятьсот) рублей.
2. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
2.1. Порядок проведения оценки
Выполнение работ по оценке включает следующие этапы:
1. Проведение переговоров с сотрудниками Заказчика;
2. Изучение информации, представленной Заказчиком;
3. Сбор и анализ данных о продажах аналогичного транспортного средства на российском рынке;
4. Выбор и применение подходов к оценке автотранспортных средств;
5. Согласование результатов оценки, полученных различными подходами;
6. Составление отчета об оценке.
2.2. Назначение оценки
Согласно информации, полученной от Заказчика, которую Оценщик считает достоверной, стало известно, что результаты расчетов рыночной стоимости транспортных средств, полученные на основании существующих стандартов, нормативных документов, законодательства, методических материалов, исследований и опыта Оценщика, служат для __________________________
2.3. Описание оцениваемых прав
При проведении оценки перед Оценщиком стояла задача определения рыночной стоимости движимого имущества (транспортных средств) согласно перечня, предоставленного Заказчиком.
Под «Полным правом собственности» понимается осуществление собственником комплекса прав, включая права владения, распоряжения и пользования при ограничении его суверенности исключительно условиями, специально установленными государством в отношении осуществления прав частной собственности.
При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом (ГК РФ, часть 1, ст.209).
Согласно предоставленным Заказчиком паспортам на транспортные средства, оцениваемые транспортные средства принадлежат ФГУП "КРОКЕКС кукокс"
Каких-либо проверок чистоты прав собственности и отсутствия удержания, залогов и прочее Оценщиком не проводилось.
2.4. Информация, полученная от Заказчика и другая информация
1. Копия «Паспорта транспортного средства» ххххххххххх на автомобиль марки ЗИЛ 45065 от 19.03.2002 г.
2. Акт осмотра транспортного средства № 123 от 21 февраля 2005 г., составленный фирмой «Модус-Антик» для составления настоящего отчета.
2.5. Информация, полученная из других источников
1. Журнал «Основные средства», издание РИА «Росбизнес», № 11, 2004 г.
2. Журнал «Из рук в руки – Авто», № 24, 2004 г.
3. Информационный портал сети Интернет:
· http://www.zil-online.ru/
· http://www.transport.trade.su/
· http://www.nnauto.ru
· http://www.russian-truck.ru
· http://www.pulscen.ru
· http://www.stroi.biz
· http://www.dump-truck.ru
· http://ekatalog.tu
· http://infotorg.ru
· http://promspravka.ru
2.6. Используемая литература и источники информации
1. Федеральный Закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
2. Стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 и обязательные к применению субъектами оценочной деятельности.
3. А.В. Верхозина «Правовое регулирование оценочной деятельности»
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Оценка машин и оборудования, Учебные материалы, подготовленные для семинаров ИЭР Всемирного Банка Робертом Б. Подвальным и Эдвардом В. Рэтэром.
6. Введение в оценку транспортных средств. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, 1998г.
7. Ю. В. Андрианов Оценка стоимости подвижного состава автомобильного транспорта, Изд. МАОК, М., 2003.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Целью настоящей оценки является определение рыночной стоимости движимого имущества (транспортные средства).
Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:
· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
· объект оценки предоставлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
Рыночная стоимость подержанных автотранспортных средств – рыночная стоимость автотранспортных средств, имеющих возраст более 0,5 года или пробег более 1 тыс. км. Определяется на дату оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.
Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
Итоговая величина стоимости объекта оценки - величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
Объект оценки – движимое имущество (транспортное средство), предъявляемое к оценке.
Дата проведения оценки - календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Подходы к оценке:
· затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;
· доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
· сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Аналог объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.
Срок экспозиции объекта оценки - период времени, начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.
Процедура оценки – совокупность приемов, обеспечивающих процесс сбора и анализа данных, проведения расчетов стоимости имущества и оформления результатов оценки.
Оценка транспортного средства – определение стоимости транспортного средства в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и требованиями этики оценщика.
Отчет об оценке – документ, содержащий обоснование мнения оценщика об итоговой стоимости имущества.
Амортизация – постепенное возмещение стоимости основных средств.
Амортизационные отчисления – отчисления части стоимости основных фондов (основного капитала) для возмещения их износа.
Износ – уменьшение восстановительной стоимости или стоимости замещения вследствие физического, функционального или экономического износа или их комбинации.
Износ физический – износ, приводящий к потере работоспособного или исправного технического состояний вследствие ухудшения первоначальных технико-экономических показателей, вызванного естественным изнашиванием транспортного средства в процессе эксплуатации, длительного хранения или воздействия окружающей среды.
Износ функциональный – обесценивание транспортного средства из-за несоответствия современным требованиям, предъявляемым к данным машинам и оборудованию.
Износ (внешний) экономический– потеря стоимости транспортного средства, вызванная общеэкономическими или внутриотраслевыми изменениями.
Износ накопленный– совокупное значение физического, функционального и внешнего износов.
Исправное техническое состояние – техническое состояние объекта, при котором он удовлетворяет всем требованиям технической документации.
Качество – совокупность свойств транспортного средства, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.
Контроль – процесс сбора и обработки информации с целью определения событий.
Контроль технического состояния – проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.
Надежность – свойства транспортных средств сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.
Срок полезного использования (нормативный срок службы) – период, в течение которого использование объекта призвано приносить доход организации (предприятию) или служить для выполнения целей деятельности организации.
Остаточный срок службы – оцененный период времени, в течение которого транспортные средства будут вносить вклад в стоимость производимой продукции.
Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации транспортных средств до наступления предельного технического состояния.
Эффективный возраст – возраст, определяемый состоянием и полезностью транспортных средств.
Работоспособное техническое состояние – техническое состояние объекта, при котором он может выполнять все заданные ему функции с сохранением значений заданных параметров в требуемых пределах.
Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности транспортных средств и восстановлению ресурсов или их составных частей.
Техническая диагностика – область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объекта.
Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности транспортного средства при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.
Техническое состояние (ТС) объектов – состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект.
4. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОЦЕНИВАЕМОМ ОБЪЕКТЕ
Задачей Оценщика являлось определение рыночной стоимости движимого имущества (транспортные средства). Перечень оцениваемых единиц приведен в Таблице № 4.1.
Таблица №4.1.
№ п/п Тип транспортного средства Марка транспорт-ного средства Идентификацион-ный номер транспортного средства Государст-венный номерной знак Свидетельство о регистрации транспортного средства
1 Самосвал Автомобиль ЗИЛ 45065 xxxxxxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx xxxx xxxx
Оценщику были предоставлены для внешнего осмотра оцениваемые транспортные средства, в результате чего был составлен Акт осмотра транспортного средства № 123 от 21 февраля 2005 г. Данные о проводившемся техническом обслуживании, а также о плановых ремонтных работах отсутствуют.
Согласно Акту осмотра транспортного средства №123 от 21 февраля 2005 г., было определено состояние конструктивных элементов оцениваемого самосвала:
· Большая часть кузов автомобиля подверглась коррозии
· Двигатель автомобиля по информации Заказчика подвергался капитальному ремонту и в настоящее время тоже требуется капитальный ремонт
· Гидроусилитель требует замены, поскольку произошла разгерметизация
· На внешней обшивке кузова имеются трещины
· Транспортное средство находится в нерабочем состоянии и требует общего капитального ремонта
Осмотр и наблюдение показали, что оцениваемое транспортное средство, используются для перевозки различных сыпучих и твердых грузов.
Таким образом, Оценщик на основе осмотра объекта оценки и информации, полученной от Заказчика, которую считает достоверной, делает вывод, что данное транспортное средство находится в нерабочем состоянии, так как на протяжении всего срока службы использовалось с повышенной загруженностью. В связи с этим, объекту оценки требуется значительный объем ремонтных работ для обеспечения его нормального функционирования.
Автомобиль ЗИЛ 45065
Технические характеристики (по данным Паспорта транспортного средства)
Идентификационный номер (VIN) .................. ...............
Марка, модель ЗИЛ 45065
Наименование (тип ТС) Самосвал
Категория ТС (А. В. С. D, прицеп) С
Год изготовления ТС 1993
Модель, № двигателя 122323 222222
Шасси (рама) №3727234
Кузов (кабина, прицеп) № 123
Цвет кузова (кабины, прицепа) синий
Мощность двигателя, л. с. (кВт) 150 (110) кВт.
Рабочий объем двигателя, куб. см. н/д
Тип двигателя н/д
Разрешенная максимальная масса, кг. 11200
Масса без нагрузки, кг. 5275
Организация-изготовитель ТС ММЗ (Россия)
Одобрение типа ТС № н/д
Наименование (Ф.И.О.) собственника ТС ФГУП "КРОКЕКС кукокс"
Свидетельство о регистрации ТС 1212121
Регистрационный знак 122312212
Дата регистрации 21.09.2002
Выдано ГИБДД 1й отдел МРЭО ГИБДД СВАО
Идентификационный номер, регистрационный знак, номер свидетельства о регистрации на транспортные средства сведены в Таблице № 4.1.
5 АНАЛИЗ НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
Наиболее эффективное использование имущества – это использование имущества, которое является физически возможным, юридически разрешенным, экономически состоятельным, осуществимым с финансовой точки зрения и приводящим к максимальной стоимости этого имущества.
Критерий физической возможности
Физически возможными являются те варианты использования объекта, которые осуществимы с точки зрения его физических характеристик и доступности коммуникаций.
Критерий законодательной разрешенности
Законодательно разрешенным является использование, совпадающее с целевым назначением объекта и не противоречащее действующим законодательным нормам.
Критерий экономической целесообразности
Все физически возможные и юридически разрешенные варианты использования объектов оценки сопоставляются по критериям экономической эффективности. Наиболее эффективный вариант и является наилучшим для рассматриваемого объекта.
Объектом оценки является движимое имущество, - транспортное средство Самосвал ЗИЛ 45065, который предназначен для перевозки различных сыпучих строительных грузов, а также служащие в качестве транспортного средства.
В результате анализа выпускаемых транспортных средств на дату оценки Оценщиком выявлено, что идентичные автомашины не выпускаются в настоящее время отечественными заводами – изготовителями, а на сегодняшний день существуют более современные аналоги, выполняющие все функции объекта оценки.
Использование их для других целей, кроме указанных, невозможно без переоборудования данных транспортных средств. Наилучшим и наиболее эффективным использованием является их использование по прямому функциональному назначению, а также соответствует требованиям всех вышеуказанных критериев. Оценщик считает нецелесообразным рассматривать иные варианты использования вышеназванных объектов.
6. ВЫБОР ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ И РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методология оценки.
Методология оценки (в соответствии со Стандартами) содержит рассмотрение трех обязательных подходов к оценке:
· затратный;
· доходный;
· сравнительный (рыночный)
Затратный подход в оценочном анализе основывается на принципе замещения, согласно которому предполагается, что информированный покупатель не заплатит за объект больше, чем стоимость производства аналогичного объекта, эквивалентного по своим качествам и полезности оцениваемому объекту.
При затратном подходе рыночная стоимость оцениваемого объекта определяется в первую очередь затратами на его создание (себестоимостью), используемыми в качестве базы, из которой затем вычитаются суммы, отражающие потерю в стоимости в результате физического износа, функционального и экономического устаревания и реализацию.
Применение затратного подхода оказывается оправданным и даже единственно возможным при оценке машин и оборудования специального назначения, уникальных объектов, изготовленных по индивидуальным заказам и не имеющих аналогов на рынке.
Доходный подход рассматривает стоимость в качестве текущей стоимости будущих выгод, получаемых от собственности.
В основе доходного подхода к оценке машин и оборудования лежит методология оценки бизнеса.
Инвестора интересуют прежде всего перспективы развития бизнеса, т.е. какую прибыль может получить предприятие в будущем, эффективно используя этот имущественный комплекс.
Доходный подход объединяет методы дисконтирования денежных потоков, прямой капитализации дохода и равно-эффективного аналога.
Метод капитализации дохода применим при оценке машин и оборудования, главным образом, в случаях «системной оценки», так как в основном только в этих случаях возможна и целесообразна локализация соответствующего потока доходов и затрат, соотнесение его с объектом оценки. Помимо оценки производственно-технологических систем этот метод применим при оценке так называемого бизнесобразующего оборудования (например, дорогостоящих машин и оборудования), с помощью которого выполняют непосредственно оплачиваемые работы.
Применение доходного подхода требует прогноза будущих доходов за несколько лет работы предприятия, поэтому подход применим в основном для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса, поскольку доходный подход не применяется при оценке отдельных средств труда, являющихся элементом производства.
Использование доходного подхода совместно с затратным и сравнительным возможно только при оценке раритетных автомобилей в случае, когда оцениваемые автомобили приносят доход их владельцам от использования на съемках фильмов, участия в демонстрационных пробегах раритетных автомобилей с призовым фондом и экспонирования на выставках раритетных автомобилей.
В данной работе применение доходного подхода затруднительно, так как доход создается всей производственной и коммерческой системой, всеми ее активами, к которым наряду с машинами, оборудованием и транспортными средствами относятся здания, сооружения, оборотные средства, нематериальные активы.
Поэтому при оценке отдельных транспортных средств доходный подход практически не применяется.
Сравнительный подход (рыночный) - основывается на анализе цен покупки и продажи транспортных средств, сложившихся в данный момент на первичном и вторичном рынке. Так как транспортные средства - продукция массового потребления, и число сделок купли-продажи достаточно велико, то ценовая информация стабильна и доступна. В том случае, если у Оценщика отсутствует информация о сложившейся рыночной цене конкретной марки транспортного средства, он может с помощью сравнительного (рыночного) подхода оценить данное транспортное средство на основе анализа рыночных цен на транспортные средства, имеющие аналогичные функциональные и конструктивные характеристики. В данном случае используется метод прямого сравнения продаж. Кроме того, при применении сравнительного подхода могут быть использованы метод удельных ценовых показателей, метод корреляционных моделей и метод экспертных оценок.
В настоящее время оценка рыночной стоимости транспортных средств выполняется на основе ряда методических руководств. Определение стоимости осуществляется с учетом всех факторов, существенно влияющих как на рынок транспортных средств в целом, так и непосредственно на ценность рассматриваемых объектов оценки. В данном случае Оценщику представляется целесообразным провести оценку рыночной стоимости транспортных средств методом прямого сравнения продаж по идентичному транспортному средству.
7. РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
7.1. Оценка сравнительным подходом
Сравнительный поход подразумевает сопоставление всех технических характеристик объекта оценки и объектов, продающихся на первичном и вторичном рынке, с учетом коммерческих условий продажи.
Сравнительный подход к оценке стоимости транспортных средств представлен, прежде всего, методом прямого сравнения продаж по идентичному транспортному средству. Объект-аналог должен иметь то же функциональное назначение, полное квалификационное подобие и частичное конструкторско-технологическое сходство.
Метод рыночных сравнений или аналогов является при оценке транспортных средств наиболее универсальным, а при определении стоимости по ценам предложения или статистике продаж - и наиболее «рыночным». Это основной метод оценки машин, оборудования и транспортных средств.
Подход включает сбор данных о рынке продаж и предложений по объектам-аналогам. Цены на эти объекты затем корректируются с учетом параметров, по которым объекты отличаются друг от друга. После корректировки цены можно использовать для определения рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Основные этапы при использовании сравнительного подхода:
· исследование рынка с целью сбора информации о совершенных сделках и предложениях по продаже;
· сбор информации с учетом ее представительности и достоверности;
· корректировка цен аналогов по элементам различия с объектом оценки;
· согласование скорректированных цен сопоставимых объектов и определение итоговой стоимости оцениваемого объекта.
В процессе проведения оценки Оценщик ориентировался на поиск максимально возможного количества информации. Использовался информационный портал сети Интернет, ряд специализированных печатных изданий («Автомобили и цены», «Из рук в руки - авто», а также материалы информационных порталов сети Интернет). Проведенный анализ информации названных источников показал, что предложения о продаже интересующих нас транспортных средств имеются в достаточном количестве.
В результате анализа полученной информации Оценщик пришел к следующим выводам:
1. Заводы – изготовители оцениваемых транспортных средств, не выпускают аналогичные автомашины. Однако, имеются данные о продаже уже готовых выпущенных партий таких автомашин. Одним из крупнейших авто дилеров Москвы и Московской области является компания «РусБизнесАвто».
2. На вторичном рынке присутствует небольшое количество предложений на поставку идентичных транспортных средств, бывших в эксплуатации, данные которых можно использовать, применяя метод сравнения продаж, ввиду достаточного объема выпуска новых автомашин.
3. Оценщиком применяется сравнительный подход с использованием в качестве объектов- аналогов автомашины, выпущенные теми же заводами - изготовителями, что и оцениваемые транспортные средства.
В результате исследования полученной информации, Оценщик отобрал следующие объекты аналоги:
1. ЗИЛ 45065
Продавец: Автосалон "Русвто" Продажа автомобилей МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, Урал Адрес: 115487, г.Москва, 2й Нагатинский пр-д, 2/14 т. (095) 785-7212, www.dump-truck.ru
Комментарии к проводимым корректировкам
1. Корректировка на типоразмер (размер, функциональность, производительность): На практике подобранные аналоги часто отличаются по размерам, производительности от объекта оценки. В данном случае для определения поправки используются соотношения между ценами (затратами на изготовление) и параметрами, в частности степенная зависимость:
2 * , где:
Р 1 - стоимость объекта оценки,
Р2 - стоимость объекта аналога,
L1 - отличающаяся от объекта аналога характеристика объекта оценки,
L2 – соответствующая характеристика объекта аналога – аналоге,
n – показатель степени, часто называемый коэффициентом «торможения цены», зависящий от конкретного вида технических устройств.
В настоящем отчете корректировка на типоразмер объектов аналогов не проводилась, поскольку все отобранные объекты аналоги имеют идентичные функциональные и размерные характеристики.
2. Корректировка на комплектацию (наличие дополнительных приспособлений и устройств в комплекте поставки) рассчитывается по принципу включения и исключения стоимостей соответствующих комплектующих из комплекта поставки объекта аналога по сравнению с объектом оценки.
В данном отчете корректировка на комплектацию проводилась из расчета стоимости дополнительных комплектующих объекта аналога по сравнению с объектом оценки.
Корректировка на техническое состояние и степень физического износа проводилась в соответствии с методикой расчета физического износа с учетом возраста и пробега подвижного состава автомобильного транспорта с начала эксплуатации[1].
Согласно данной методике, физический износ рассчитывается по следующей формуле:
Иф = 100*(1-е-?);где:
е – основание натуральных логарифмов;
? – функция, зависящая от возраста и фактического пробега подвижного состава автомобильного транспорта с начала эксплуатации.
Параметрическое описание функции ?, зависящей от фактического пробега с начала эксплуатации Lф и фактического возраста с начала эксплуатации Тф для оцениваемых объектов следующее:
· Грузовые и бортовые автомобили отечественные: 0,1 *Тф + 0,003*Lф;
· Легковые автомобили отечественные: 0,07 *Тф + 0,0035*Lф;
· Автобусы отечественные: 0,16 *Тф + 0,001*Lф[2];
Таким образом, был произведен расчет физического износа транспортного средства ФГУП "КРОКЕКС кукокс". Результаты расчетов приведены в таблице № 7.2
Расчет фактического износа оцениваемого движимого имуществаТаблица №7.2
№ п/п Инвентарный номер Наименование Год выпуска Фактический возраст, лет Износ физический, %%* Значение фукнции ? ?** е***
1 00000027 Автомобиль ГАЗ 3302-14 1997 8 79% 0,1*Тф+0,003*Lф 1,55 2,72
** Ф - функция зависящая от возраста и фактического пробега подвижного состава автомобильного транспорта с начала эксплуатации
*** е - основание натуральных логарифмов
Оценщик на основе информации, полученной от Заказчика, которую считает достоверной, делает вывод, что данные транспортные средства находятся в нерабочем состоянии и используются с повышенной загруженностью. В связи с этим, транспортным средствам требуется повышенное число ремонтных работ для обеспечения их нормального функционирования.
Учитывая вышесказанное, Оценщик произвел дополнительные корректировки физического износа объектов оценки, исходя из полученной информации по загруженности в использовании оцениваемых автотранспортных средств, в зависимости от их функционального назначения и предпочтений перевозок.
Расчет итоговой рыночной стоимости автотранспортных средств с учетом корректировок производится по формуле:
С = Св (1 – КТр.) (1 – ККм.) (1 – КТс.), где
КТр., ККм., КТс. – корректировочные коэффициенты типоразмера, комплектации и технического состояния, износа соответственно.
Св – стоимость объекта – аналога без учета корректировок.
Результаты расчетов приведены в Таблице 7.3:
Расчет рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходомТаблица №7.3
№п/п Инв.№ Наименование автотранспортного средства Объект- аналог Восстановительная стоимость, руб. Год выпуска Корректировки Рыночная стоимость, руб. Источник информации
Типоразмер Комплектация Тех. Состояние
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Автомобиль ЗИЛ 45065 ЗИЛ 45065 339831 2003 0% 0% 92,00% 27 186 http://www.dump-truck.ru/mode.66378-type.html
Таким образом, рыночная стоимость оцениваемых транспортных средств определенная сравнительным подходом составляет на дату оценки (округленно) 27 200 (двадцать семь тысяч двести) руб.
7.2. Оценка затратным подходом
7.2.1. Теоретические аспекты
Сущность затратного подхода заключается в том, что в качестве меры рыночной стоимости принимаются затраты (издержки) на создание оцениваемого объекта.
При использовании затратного подхода определяется стоимость воспроизводства за вычетом износа.
Стоимость воспроизводства – это совокупность затрат, требующихся на воспроизводство новой точной копии объекта собственности с учетом износа из тех же или очень похожих материалов, рассчитанная в текущих ценах. Полная стоимость воспроизводства наиболее точно характеризует современную стоимость конкретного объекта.
7.2.2. Расчет стоимости воспроизводства
Заказчик представил список оцениваемых транспортных средств. Оценщик имел возможность осмотреть транспортные средства и установить марки и их основные технические характеристик части по предоставленным Заказчиком техническим паспортам.
Осмотр объектов оценки Оценщиком производился на момент согласования условий проведения данной работы. Результаты осмотра позволяют дать экспертную оценку технического состояния основных средств на дату оценки.
При определении полной восстановительной стоимости (ПВС) основных средств определяется полная стоимость затрат, которые необходимо было бы осуществить на создание аналогичных новых объектов по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату оценки, включая затраты на приобретение, транспортировку, установку (монтаж) объектов и т. д.
Полная восстановительная стоимость определяется на основе затрат на воспроизводство объектов, аналогичных оцениваемым, из тех же материалов, с соблюдением планов и чертежей и качества работ, с присущими объекту недостатками конструкции и элементами неэффективности.
При этом возможно применение следующих методов, приведенных в таблице № 7.3
Таблица № 7.3:
Прямые методы Косвенные методы
Поиск на рынке нового точного аналога оборудования и использование цен прейскурантов производителя или дилера Метод трендов (метод индексации стоимости объекта целиком во времени)
Поэлементный расчет Метод индексации затрат
Расчет по цене однородного объекта Расчет по укрупненным показателям
Метод себестоимость/мощность
Для определения полной восстановительной стоимости автотранспортных средств при оценке основных средств рекомендуется применять метод прямой оценки, включающий с себя поиск на рынке нового аналога автотранспортных средств и использование цен прейскурантов производителя или дилера.
При применении такого метода оценки используется стоимость объекта-аналога, наиболее близко соответствующего по основным функциональным характеристикам, на основе стоимости замещения.
Методы определения различных видов износа. Определение совокупного износа.
Существуют три вида износа. При использовании затратного подхода процесс определения стоимости С объекта оценки сводится к определению стоимости воспроизводства (восстановительной стоимости) Св с последующим учетом обесценивания вследствие действия всех трех видов износа (совокупного износа):
С = Св (1 – Ки, физ.) (1 – Ки, функ.) (1 – Ки, вн.), где
Ки, физ., Ки. функ., Ки. вн. – коэффициенты физического, функционального и внешнего экономического износа соответственно.
1. Физический износ – потеря стоимости, вызванная ухудшением физического состояния в результате изнашивания в ходе эксплуатации и воздействия физических факторов.
Обычно износ, к примеру автотранспортных средств, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на стоимости. В общем случае стоимость С и физический износ транспортных средств связаны простой зависимостью
С = Св – Си, физ = Св (1 – Ки, физ.),
где,
Св – стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость);
Си, физ. – стоимость физического износа;
Ки, физ. – коэффициент физического износа.
Как видно из формулы, Ки, физ. представляет долю восстановительной стоимости, которую транспортное средство потеряло вследствие физического износа, а произведение
Ки, физ. СВ = Си, физ.
является стоимостью физического износа.
Известны следующие методы определения степени физического износа машин и оборудования:
1. метод экспертизы физического состояния;
2. метод эффективного возраста (срок службы);
3. метод средневзвешенного хронологического возраста;
4. метод экспертно-аналитический;
5. метод ухудшения главного параметра;
6. метод учета восстановления после капитального ремонта;
7. метод учета износа пропорционально объему выполненных работ.
При определении физического состояния объектов оценки Оценщик руководствовался методикой расчета физического износа пропорционально объему выполненных работ, а именно методикой расчета физического износа с учетом возраста и пробега подвижного состава автомобильного транспорта с начала эксплуатации.
Согласно данной методике, физический износ рассчитывается по следующей формуле:
Иф = 100*(1-е-?);где:
е – основание натуральных логарифмов;
? – функция, зависящая от возраста и фактического пробега подвижного состава автомобильного транспорта с начала эксплуатации.
Параметрическое описание функции ?, зависящей от фактического пробега с начала эксплуатации Lф и фактического возраста с начала эксплуатации Тф для оцениваемого недвижимого имущества следующее:
· Грузовые и бортовые автомобили отечественные: 0,1 *Тф + 0,003*Lф;
· Легковые автомобили отечественные: 0,07 *Тф + 0,0035*Lф;
· Автобусы отечественные: 0,16 *Тф + 0,001*Lф[3];
Таким образом, был произведен расчет физического износа оцениваемого движимого имущества. Результаты расчетов приведены в таблице № 7.4
Расчет фактического износа движимого имущества ФГУП "КРОКЕКС кукокс" Таблица №7.4
№ п/п Инвентарный номер Наименование Год выпуска Фактический возраст, лет Износ физический, %%* Значение фукнции ? ?** е***
1 00000027 Автомобиль ГАЗ 3302-14 1997 8 79% 0,1*Тф+0,003*Lф 1,55 2,72
** Ф - функция зависящая от возраста и фактического пробега подвижного состава автомобильного транспорта
с начала эксплуатации
*** е - основание натуральных логарифмов
Оценщик на основе информации, полученной от Заказчика, которую считает достоверной, делает вывод, что данные транспортные средства находятся в нерабочем состоянии и используются с повышенной загруженностью. В связи с этим, транспортным средствам требуется повышенное число ремонтных работ для обеспечения их нормального функционирования.
Учитывая вышесказанное, Оценщик произвел дополнительные корректировки физического износа объектов оценки, исходя из полученной информации по загруженности в использовании оцениваемых автотранспортных средств, в зависимости от их функционального назначения и предпочтений перевозок.
2. Функциональное устаревание появляется из-за устаревания технического и технологического процесса. Отличие оцениваемого транспорта может быть многогранно: большие капитальные или эксплуатационные расходы, худшие технические характеристики, использование устаревших технологий и материалов и т.д. Все это снижает привлекательность старой техники и приводит к ее обесцениванию. Для оцениваемого транспорта, в стоимости которого значительна доля электроники и электрооборудования, это наиболее характерно. Принимая во внимание вышесказанное, оценщик принял функциональный износ оцениваемого автотранспорта равным 55%, из-за морального устаревания по сравнению с современными аналогами на российском рынке автотранспорта, поскольку новый модельный ряд автомобилей ЗИЛ, Урал, КАМАЗ характеризуется принципиальными нововведениями. К данным новшествам относится улучшенная система впрыска топлива, зажигания, расхода топлива, переоборудование подвески, улучшенный укрепленный кузов, аэродинамика и прочие.
3. Экономическое устаревание – потеря стоимости в результате действия факторов, внешних по отношению к самому объекту, таких как государственное регулирование, возросшая конкуренция, изменения в снабжении сырьем, потеря рынков и т д.
Внешний экономический износ легче учитывать, когда имеется недоиспользование оборудования, так как данное обстоятельство приводит к уменьшению прибыли, получаемой его собственником.
Экономическое устаревание – потеря стоимости, обусловленное влиянием внешних факторов, вызывающих недоиспользование объекта. В данной работе Оценщик считает, что оно вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми и региональными изменениями, в том числе созданием в регионе объема складских и элеваторных емкостей в количестве, превышающем потребности.
Оценщик счел необходимым принять значение внешнего износа равным 40% при оценке движимого имущества, поскольку имеются данные о возросшей конкуренции на рынке автотранспортных средств, а именно, - возросшей деловой активности со стороны иностранных производителей автотранспортных средств, вытесняющих отечественных производителей и завоевавших основную долю потребителей и потенциальных потребителей средств передвижения, несмотря на принимаемые Российским Правительством меры по стимуляции поддержки отечественного производителя.
Результаты расчета рыночной стоимости самосвала ЗИЛ 45065, определенной затратным подходом, приведены в Таблице № 7.5:
Определение рыночной стоимости движимого имущества ФГУП Издательство «Известия» УДП РФ затратным подходомТаблица № 7.5
№ п/п Инвентарный номер Наименование Год выпуска Объект- аналог Восстановительная стоимость, руб. Износ физический, %% Износ функциональный, %% Экономическое устаревание, % Рыночная стоимость, руб. Продавец Источник информации
1 Автомобиль ЗИЛ 45065 1993 ЗИЛ 45065 339 831 70% 55% 40% 27 526 Салон РУСвто, 115487, г.Москва, 2 Нагатинский пр-д, 2/14 т. (095) 785-7212 http://www.dump-truck.ru/mode.66378-type.html
Таким образом, рыночная стоимость оцениваемых транспортных средств, определенная затратным подходом, составляет на дату оценки (округленно) 27 550 (Двадцать семь тысяч пятьсот пятьдесят) рублей.
8.СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ
Рыночная стоимость транспортных средств, рассчитанная двумя подходами, затратным и сравнительным, приведена в Таблице № 8.1.
Таблица № 8.1.
№ п/п Наименование объекта оценки Затратный подход, руб. Сравнительныйподход, руб
1 Автомобиль ЗИЛ 45065 27 550 27 200
Используя несколько подходов к оценке, Оценщик с разных позиций рассмотрел вопрос о стоимости и тем самым усилил ее обоснованность.
Различия в результатах использования разных подходов неизбежны и обусловлены вероятностным характером исходных и прогнозируемых параметров. Следовательно, эти различия объективны и не могут быть полностью скомпенсированы добросовестностью и опытом Оценщика.
Затратный подход основан на определении стоимости замещения объекта оценки. Однако затратный подход не отражает будущих выгод от эксплуатации объекта оценки и уровень спроса и предложений, которые определяют реальные рыночные цены движимого имущества.
Сравнительный подход базируется на информации о ценах заводов - изготовителей на идентичные объекты и учитывает конкретные условия сделок. Он наиболее точно отражает текущую стоимость объекта оценки. Количество корректировок при определении стоимости объекта оценки определяет уровень достоверности окончательного результата.
Процесс согласования заключается в обосновании взвешивающих коэффициентов относительно результатов оценки. Эти коэффициенты определяют степень соответствия этих результатов каждого подхода цели и задаче оценки.
Для согласования результатов оценки и установления окончательного заключения о рыночной стоимости необходимо придать весовые коэффициенты результатам, полученным при оценке каждым из подходов. Весовые коэффициенты показывают, какая доля стоимости, полученной в результате использования каждого из применяемых подходов к оценке, присутствует в итоговой величине стоимости оцениваемого объекта. Сумма весовых коэффициентов должна составлять 100%.
Согласование результатов, полученных в настоящей оценке на основе и затратного сравнительного подходов, производится с применением 4-х основных критериев согласования оценки:
I. Возможность отразить действительные намерения потенциального продавца;
II. Тип, качество, обширность данных, на основе которых производился анализ;
III. Способность параметров, входящих в состав используемых подходов, учитывать конъюнктурные колебания цен на рынке;
IV. Способность учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его стоимость (грузоподъемность, мощность двигателя, комплектация и др.).
Процедура согласования выполняется в следующей последовательности:
1. Определяется степень важности каждого из критериев оценки, которая учитывает цели оценки, достоверность информации и другие факторы. Для удобства и упрощения расчетов степень важности устанавливается в процентном представлении, сумма составляет 100%.
2. Для каждого из подходов определяется их представительность (в %), то есть насколько полно каждый подход отражает суть критерия. Сумма степеней соответствия составляет 100%.
3. Устанавливаются итоговые весовые коэффициенты для каждого из подходов в соответствии с формулой:
4
Wn = S Ki * mi, где
i=1
Wn ѕ итоговый весовой коэффициент для каждого из подходов;
Ki ѕ степень важности i-го критерия в оценке рыночной стоимости;
mi ѕ представительность каждого из подходов.
Расчет весовых коэффициентов Таблица № 8.2
Критерии Подходы
номер важность Затратный Сравнительный
представительность подхода
I 0,4 50% 50%
II 0,2 50% 50%
III 0,1 55% 45%
IV 0,3 45% 55%
1 0,49 0,51
Итоговая рыночная стоимость объектов оценки рассчитана в следующей таблице:
Итоговая рыночная стоимость объектов оценки
Таблица №8.3
Подход Значение стоимости,рублей Весовой коэффициент Взвешенное значениестоимости, рублей
Затратный 27 526 0,49 13 488
Сравнительный 27 186 0,51 13 865
ИТОГО: 27 353
Таким образом, рыночная стоимость оцениваемых транспортных средств составляет на дату оценки (округленно) без учета НДС: 27 500 (Двадцать семь тысяч пятьсот) рублей.
9. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И СДЕЛАННЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Следующие допущения и ограничительные условия являются неотъемлемой частью данного отчета.
· Отчет об оценке представляет собой документ, в который включены данные, использованные Оценщиком, их анализ, и отражает компетентное мнение Оценщика относительно стоимости транспортных средств.
· Предполагается, что информация, полученная от Заказчика или сторонних специалистов, является надежной и достоверной.
· Оценщик не может гарантировать абсолютную точность данных, предоставленной другими сторонами, поэтому там, где это возможно, делаются ссылки на источник информации.
· Оценщик не берет на себя ответственность за оценку таких дефектов в состоянии транспортных средств, которые невозможно обнаружить при внешнем визуальном осмотре.
· При проведении оценки предполагалось отсутствие каких-либо скрытых факторов, влияющих на стоимость оцениваемого движимого имущества. На Оценщике не лежит ответственность по обнаружению (или в случае обнаружения) подобных факторов.
· При проведении оценки в задачи Оценщика не входило проведение юридической экспертизы прав собственности на объект оценки. Оценщик не несет ответственности за описание правового состояния объектов оценки и вопросы, подразумевающие обсуждение юридических аспектов права собственности.
· Оценка была произведена только для указанных в Отчете целей. Настоящий Отчет действителен только в полном объеме, любое использование отдельных его частей без их взаимосвязи не будет отражать точку зрения Оценщика.
· Мнение Оценщика действительно только на дату оценки. Оценщик не принимает на себя ответственность за последующие изменения социальных, экономических, юридических и природных условий, которые могут повлиять на стоимость оцениваемого имущества.
10. ЗАЯВЛЕНИЕ ОЦЕНЩИКА
Мы, нижеподписавшиеся, данным удостоверяем, что в соответствии с имеющимися у нас данными:
· изложенные в данном Отчете факты верны и соответствуют действительности;
· сделанный анализ, высказанные мнения и полученные выводы действительны исключительно в пределах оговоренных в данном Отчете допущений и ограничительных условий;
· мы не имеем ни в настоящем, ни в будущем какого-либо интереса в объекте оценки, являющемся предметом данного Отчета, мы также не имеем личной заинтересованности и предубеждения в отношении вовлеченных сторон;
· наше вознаграждение ни в коей степени не связано с объявлением заранее определенной стоимости, или тенденцией в определении стоимости в пользу клиента;
· задание на оценку не основывалось на требовании определения минимальной или оговоренной цены;
· ни одно лицо не оказывало давления на Оценщика, подписавшего данный Отчет;
· наш анализ, мнения и выводы были получены, а этот Отчет составлен в полном соответствии с Федеральным Законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», cтандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 и обязательными к применению субъектами оценочной деятельности; Гражданским кодексом РФ.
· расчетная стоимость признается действительной на дату оценки.
Оценщик
_____________________
Ю.В. Андрианов «Оценка стоимости подвижного состава автомобильного транспорта, МАОК, М.,2003.
Значения пробега по каждому автотранспортному средству были указаны в инвентарной карточке соответствующего автотранспортного средства.
Значения пробега по транспортному средству устанавливались исходя из средних показателей использования с повышенной загруженностью автотранспортных средств, а также исходя из данных Заказчика.